2012-04-19

part 1 перевод черновика сценария фильма Люка Бессона Пятый Элемент


Пятый Элемент
оригинальный сценарий
Люка Бессона
Исправления
Люка Бессона
и
Роберта Марка Кеймэна
Август 1995 Черновик
Гомон-н-Ли Филмс дю Дофин

Начало сценария:

1. ВНЕШНИЙ ПЛАН. ДОЛИНА РЕКИ НИЛ — ДЕНЬ

Где-то в долине Нила на краю пустыни.

ТИТРЫ

НАПИСАНО: ЕГИПЕТ 1913

ОМАР и его мул движутся зигзагообразно вдоль основания обожжённых солнцем дюн.

2. ВНЕШНИЙ ПЛАН. ХРАМОВЫЕ РАСКОПКИ — ДЕНЬ

Мул и мальчик наконец достигают лагеря. Несколько палаток кажутся карликовыми на фоне громадной двери храма, выступающей из песка. Лагерь пустынен кроме нескольких детей около входа в храм, держащих большие зеркала, отражающие в храм свет.

Омар оставляет своего мула в тени, хватает две наполненные водой козлиные шкуры и проскальзывает внутрь храма.

3. ВНУТРЕННИЙ ПЛАН. ХРАМ — ДЕНЬ

Омар беспокойно движется вниз по обрамлённому колоннами коридору, который вливается в огромную комнату, где старый учёный стоит на маленькой деревянной лесенке перед стеной, проходящей через всё помещение. ПРОФЕССОР МАССИМО ПАКОЛИ. Рядом с ним находится молодой мужчина, БИЛЛИ МАСТЕРСОН, двадцати пяти лет, американский студент. В его руках большой блокнот для зарисовок. Позади них АЗИЗ, ему десять лет, его работа заключается в том, чтобы держать большое зеркало, сияние отражённого в котором света освещает обширную комнату.

ПРОФЕССОР
(расшифровывая)
... в момент затмения трёх планет”

Его пальцы движутся вдоль покрытой символами и странными иероглифами стены, когда он расшифровывает.

ПРОФЕССОР
... чёрная дыра, подобная двери откроется... Зло придёт, сея террор и хаос... Видишь? Змей, Билли. Предельное Зло... убедись, что запечатлел змея!

Профессор выразительно указывает на змея, символ Зла, проходящего сквозь дверь между тремя планетами в эклипсе. Рука Билли быстро делает набросок змея. Он прирождённый художник.

БИЛЛИ
И когда, предположительно, произойдёт это событие, отворяющее дверь змею?

Пальцы профессора прикасаются к знакам.

ПРОФЕССОР
если это является пятёркой... и это тысячей...

Он считает.

ПРОФЕССОР
Каждые пять тысяч лет...

БИЛЛИ
(подшучивая)
Тогда у меня есть немного времени...

Он протягивает руку к блокноту.

РАКУРС НА: Омар стоит на входе в комнату с наполненной водой сумкой, приведённый в восторг зрелищем. Худая высохшая рука падает на его плечо. Омар поворачивается к древнему СВЯЩЕННИКУ в грубой чёрной робе из валяного сукна.

СВЯЩЕННИК
Я отнесу им это, мой сын.

Испуганный, но послушный, Омар отдаёт сумку с водой Священнику.

СВЯЩЕННИК
Иди с Богом... будь защищён от Зла...

Священник делает крестообразный знак на лбу мальчика, отпуская его.
Как только он уходит Священник смотрит на Профессора наполненными беспокойством глазами.

РАКУРС НА: Профессор возвращается к переводу, Билли к зарисовкам.

ПРОФЕССОР
... затем поместите элементы жизни, направленные против Ужаса следующим образом...

Его пальцы порхают.

ПРОФЕССОР
... Вода... огонь... земля... воздух... четыре элемента вокруг пятого...

Его пальцы касаются одного из элементов, имеющего человеческую форму, окружённого всеми остальными элементами.

Священник открывает сумку с водой и начинает высыпать в неё пудру из маленького сосуда.

РАКУРС НА: Азиз засыпает. Зеркало падает, свет пропадает.

ПРОФЕССОР
Азиз! Свет!

Мальчик борется с тем, чтобы не заснуть. Зеркало поднимается.

СВЯЩЕННИК
Повелитель, прости меня... они уже знают тоже, многое...

ПРОФЕССОР
... в который заложена вся история жизни во Вселенной... вся сила... вся надежда... Защити нас от Зла...

СВЯЩЕННИК
Воистину...

Профессор поворачивается к Священнику, который наливает воду из бурдюка в жестяную кружку.

ПРОФЕССОР
Отец... это самая экстраординарная вещь... величайшая находка в истории... вы можете представить предполагаемые открытия.

СВЯЩЕННИК
В полной мере... вот, у вас должно быть пересохло в горле.

Он протягивает чашку Профессору, Профессор берёт её, подносит её почти к самым губам, когда...

ПРОФЕССОР
Я имею в виду, взгляните... это подобно плану битвы...

В своём восхищении он не делает глотка, священник сильно раздражён этим.

ПРОФЕССОР
Здесь Добро... здесь Зло...

Пока священник смотрит вверх, Азиз, мальчик, который занимался зеркалом, касается своим ртом шкуры с водой, выпивая вытекающие капли.

ПРОФЕССОР
Здесь...

Он указывает на пять элементов.

ПРОФЕССОР
Оружие против зла. Восхитительно! Я стану знаменитым.

СВЯЩЕННИК
В таком случае давайте выпьем в честь вашей славы! Вот, держите, Билли...

Священник протягивает Билли чашку.

СВЯЩЕННИК
Пейте!

ПРОФЕССОР
Во имя славы... салют...

Профессор поднимает чашку, чтобы выпить и затем...

ПРОФЕССОР
Мы не можем отмечать это с водой в чашках... Билли! В моём рюкзаке... Гра́ппа!

Священник смотрит, безутешно, как Профессор выплёскивает его воду. Билли выпивает последние капли из своей чашки перед тем как выбежать в туннель.

4. ВНЕШНИЙ ПЛАН. КОЛОННАДА — ДЕНЬ

Приглушённый звук постепенно становится громче. Снаружи громадная линейная тень прерывает игру детей и постепенно затемняет храмовый вход.

5. ВНУТРЕННИЙ ПЛАН. ТУННЕЛЬ — ДЕНЬ

Билли ищет граппу в сумке Профессора. Он натыкается случайно на механический пистолет, когда приглушённый звук внезапно привлекает его внимание. Он наклоняется в сторону прохода и видит появление части космического корабля. Билли парализован.

6. ВНУТРЕННИЙ ПЛАН. ХРАМОВАЯ КОМНАТА — ДЕНЬ

Профессор продолжает чтение надписи.

ПРОФЕССОР
“… это совершенное человеческое существо... это совершенное создание... Я не понимаю этого... совершенное?

ПРОФЕССОР
Где этот мальчишка? Билли!

7. ВНУТРЕННИЙ ПЛАН. ТУННЕЛЬ — ДЕНЬ

Билли вжимается в стену, среди теней, наполненный ужасом, но рисует точно безумный когда большие затенённые фигуры тяжело шествуют мимо него. Он начинает мигать, чувствуя эффект дозы порошка Священника.

8. ВНУТРЕННИЙ ПЛАН. ХРАМОВАЯ КОМНАТА — ДЕНЬ

Профессор занят чтением содержимого стены.

ПРОФЕССОР
И этот божественный Свет, о котором они говорят... что за Божественный свет?

В этот момент отражение от зеркала Азиза снова соскальзывает со стены. Свет исчезает.

ПРОФЕССОР
(не поворачиваясь)
Азиз, свет!

Абсолютно внезапно комната заполнена потоками света как наводнением.

ПРОФЕССОР
Лучше... это самая невероятная вещь, которую я когда-либо видел...

Профессор поворачивается и замирает изумлённый и потерявший дар речи, обнаружив себя лицом к лицу с двумя МОНДОШАВАНАМИ. Шестеро других заполняют пространство, неся источники света, огромные светящиеся шары. Азиз быстро засыпает.

ПРОФЕССОР
(не понимая)
Ммм, да?

Пришельцы поднимают профессора в воздух и относят в сторону. КАПИТАН космического корабля останавливается напротив Священника, который всё ещё стоит на коленях, лицо прижато к полу.

СВЯЩЕННИК
Господин... Он почти разобрался во всём, но я держал ситуацию по контролем.

Двое Мондошаван держат профессора в трёх футах над землёй.

ПРОФЕССОР
(в панике)
Кто вы? Вы немцы? Шпрехен Зи Дойч?

9. ВНУТРЕННИЙ ПЛАН. ТУННЕЛЬ

Билли, пошатываясь, идёт вперёд, механический пистолет в его руке.

10. ВНУТРЕННИЙ ПЛАН. ХРАМОВАЯ КОМНАТА

Капитан протягивает руку к Священнику.

СВЯЩЕННИК
Что, в самом деле, я сделал неправильно?

Священник взволнованно поднимается на ноги.

КАПИТАН
Слуга, ты и тысяча хранителей до тебя... Ты выполнял свою работу хорошо, но мы должны вернуть элементы себе. Война скоро захлестнёт вашу планету. Мы должны держать их в сохранности.

Капитан подходит к стене и это выглядит так, точно он ищет замок. Он находит его и его металлический палец, который выглядит даже более загадочно, чем ключ к безопасности, проскальзывает внутрь. Он поворачивает руку, активируя механизм, который открывает стену.

ПРОФЕССОР
Невероятно!!!

Капитан поворачивается и выгибает палец. Один из Мондошаван взмахивает своей рукой, вводя профессора в состояние сна и размещая его тело в коридоре, обнажённом движением стены. За капитаном следуют его люди. Священник мягко движется вслед за ними.

11. ВНУТРЕННИЙ ПЛАН. ВТОРАЯ ХРАМОВАЯ КОМНАТА — ДЕНЬ

Капитан проходит в громадную комнату. Потолок здесь очень высокий, пирамидальной формы. В каждом углу комнаты расположены сосуды, четыре ёмкости содержат четыре прямоугольных двенадцатидюймовых камня, четыре элемента. В центре, на алтаре, покоится непрозрачный саркофаг. Капитан останавливается и созерцает его какое-то мгновение.

СВЯЩЕННИК
(самому себе)
Пятый Элемент...

КАПИТАН
Возьмите их и положите их в сохранное место.

Его люди выполняют его приказ.

12. ВНУТРЕННИЙ ПЛАН. ПЕРВАЯ ХРАМОВАЯ КОМНАТА ДЕНЬ

Билли, шатаясь, пересекает пространство, борясь с тем, чтобы оставаться бодрствующим.

13. ВНУТРЕННИЙ ПЛАН. ВТОРАЯ ХРАМОВАЯ КОМНАТА — ДЕНЬ

Командир открывает футляр. Его люди подходят и укладывают четыре драгоценных камня в него, один за другим.


СВЯЩЕННИК
(взволнованно)
Элементы сейчас заберут отсюда навечно?

КАПИТАН
Когда человечество станет благоразумным, мы вернём их.

СВЯЩЕННИК

Насколько я знаю человечество, это могло бы занять столетия!

КАПИТАН
Время не имеет значения, только жизнь важна.

Священник кивает и опускает глаза.

РАКУРС НА: Билли, пошатываясь, движется вперёд, поднимая свой пистолет, мигая глазами, чтобы сфокусироваться...

Мондошаван кладёт четвёртый элемент в контейнер, Капитан закрывает его и смотрит на священника.

КАПИТАН
Когда зло вернётся, вернёмся мы.

СВЯЩЕННИК
(голова низко опущена)
Мы будем готовы, Господин.

Билли, шатаясь, внезапно оказывается в комнате, размахивая своим оружием.

БИЛЛИ
Остановитесь.

Билли спотыкается, оружие делает выстрел. Он опустошает обойму. Мондошаван, несущий контейнер, смят и брошен на землю. Стена немедленно начинает приближаться. Билли стреляет дико, неспособный контролировать мощную ружейную отдачу.

СВЯЩЕННИК
Нет!!! Не надо!!!

Священник спешит к Билли. Оружие имеет такую отдачу, что Билли начинает стрелять в воздух, устраивает скопление, затем оступается и, упав, теряет сознание. Священник на земле, он серьёзно ранен. То же с Капитаном. ВОИНЫ в панике.

СЕКРЕТАРЬ
Поспешите, Капитан! Стена закрывается!!!

Стена продолжает закрываться. Песок льётся отовсюду. Огромная комната заполняется подобно песочным часам.

КАПИТАН
Миссия является миссией, Савойя.
Ты узнаешь это.

Капитан поднимает контейнер и успевает достичь стены, но не может пройти сквозь неё. Его доспехи чересчур громоздки, открытое пространство слишком мало. Он ухитряется протянуть свою руку вместе с контейнером через него.

КАПИТАН
Мои извинения Генералу Крои. И моей жене...

Стена закрывается, ломая его руку. Секретарь подхватывает контейнер и перебирается через огромные кучи песка.

14. ВНЕШНИЙ ПЛАН. КОЛОННАДА — ДЕНЬ

Секретарь заходит на корабль, неся контейнер. Омар прячется в углу, смертельно напуганный, обнимая сумку Билли с рисунками.

15. ВНУТРЕННИЙ ПЛАН. ХРАМОВАЯ КОМНАТА ДЕНЬ

Комната наполняется песком. Тело Священника скоро будет погребено.

16. ВНЕШНИЙ ПЛАН. ПУСТЫНЯ — ДЕНЬ

Огромный главный люк космического корабля закрывается.

17. ВНЕШНИЙ ПЛАН. ХРАМ — ДЕНЬ

Корабль поднимается и стремительно улетает. Омар появляется из храма, созерцая с широко открытым ртом как корабль исчезает в небесах.

18. ВНЕШНИЙ ПЛАН. ПИРАМИДЫ

Гигантский метеорит вспыхивает над пирамидами.

19. ВНЕШНИЙ ПЛАН. ОРБИТА ЗЕМЛИ

Корабль проходит прямо перед нами и берёт курс на звёзды, исчезая с неправдоподобной скоростью. Фон — забрызганный звёздами космос.

НАДПИСЬ: 500 ЛЕТ СПУСТЯ

Другой, более современный космический корабль заполняет экран. Военный корабль, принадлежащий Федеральной Армии.

20. ВНУТРЕННИЙ ПЛАН. КОНТРОЛЬНАЯ КОМНАТА КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ
Панель контрольного электронного экрана. Проекции трёх планет представляют собой прямые линии, которые перекрещиваются в одной точке. Идентично рисунку, который видел профессор на храмовой стене. ГЕНЕРАЛ СТАЕДЕРТ смотрит сквозь окно корабля на одну из трёх огромных планет в состоянии затмения.

СТАЕДЕРТ
Вы ничего не имеете? Нет даже температуры?

КАПИТАН
Термоанализ невозможен. Один из детекторов определяет свыше миллиона градусов, другой идентифицирует минус пять тысяч...
Никогда не видел ничего подобного этому.

ТЕХНИК
Оно обретает форму.

21. ВНЕШНИЙ ПЛАН. КОСМОС

В середине теней дверь в кошмар только что открылась. Зло вернулось. Круглая, движущаяся масса, постоянно меняющая цвет.

КАПИТАН
(в благоговейном трепете)
Что, чёрт возьми, это может быть?

ТЕХНИК
Соединение с президентом в течение одной минуты, Генерал.

Генерал Стаедерт остаётся спокойным.

ГЕНЕРАЛ СТАЕДЕРТ
Пошлите зонд.

22. ВНУТРЕННИЙ ПЛАН. ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ОФИС. МАНХЭТТАН

ЛИНДБЕРГ, ему пятьдесят, президент Объединённых Федераций, его черты испещрены и несут следы различных делегаций, главным образом военных, входит в офис. В воздухе ощущение кризиса. Помощник Президента наклоняется к его уху.

ПОМОЩНИК
В эфире через тридцать секунд.

В середине группы находится Священник, чья внешность напоминает нам о Египте. Молодой человек, Дэвид, восемнадцатилетний и застенчивый, обучающийся священник, заботится о старом мужчине.

23. ВНУТРЕННИЙ ПЛАН. КОНТРОЛЬНАЯ КОМНАТА И ОФИС ПРЕЗИДЕНТА

КАПИТАН
Президент на связи, сэр...

Генерал Стаедерт наклоняется над своим экраном, выглядит так, точно он удивлён тем, что видит комнату, но не Президента.

ПРЕЗИДЕНТ (вне поля зрения камеры)
Стаедерт, вы здесь?

СТАЕДЕРТ
Я могу слышать вас, мистер Президент, но я не могу видеть вас.

Президент хватает миниатюрную камеру на своём столе и рывком поворачивает её лицом к себе.
Его лицо заполняет экран.

ПРЕЗИДЕНТ
(раздражённо)
Так лучше?

СТАЕДЕРТ
Идеально, мистер Президент.

ПРЕЗИДЕНТ
Через десять минут я должен сделать доклад Верховному Совету. Только факты, Генерал.

СТАЕДЕРТ
У нас нет результатов химического и молекулярного анализа до настоящего момента, все датчики зашкаливают... мы надеемся на термоядерное отображение...

ПРЕЗИДЕНТ
(раздражённо)
Вы сейчас говорите, что не знаете, что эта... вещь... есть.

Оцепенение господствует в офисе Президента.

СТАЕДЕРТ
До данного момента не знаем... Единственная вещь, которая нам известна, это то, что оно просто продолжает становиться больше!

ПРЕЗИДЕНТ
Варианты.

СТАЕДЕРТ
Ждать или действовать.

ПРЕЗИДЕНТ
Рекомендации.

СТАЕДЕРТ
Моя философия, мистер Президент, заключается в том, чтобы стрелять сначала, а вопросы задавать потом.
Я не люблю незваных гостей.

ПРЕЗИДЕНТ
Джентльмены?

ГЛАВНЫЙ ХИМИК
Я думаю, это было бы глупостью стрелять в организм, который выглядит живым, без того, чтобы взять себе какое-то время, чтобы изучить его лучше. Помимо этого, оно не демонстрировало признаков враждебности.

ПРЕЗИДЕНТ
(озабоченно)
Нет... оно только становится больше.

ГЛАВНЫЙ ХИМИК
То же происходит с людьми, но это не является причиной, чтобы стрелять в них.

ПРЕЗИДЕНТ
(раздражённо)
Безопасность Федеральных Территорий является и остаётся первым приоритетом.
(военным)
Я предполагаю, что 'философия' Генерала Стаедерта приемлема для вас?

Все генералы кивают в согласии.

ПРЕЗИДЕНТ
Всё в порядке тогда! Стаедерт?

СВЯЩЕННИК (вне поля зрения камеры)
Мистер Президент?

Президент осматривает комнату. Стаедерт перемещает камеру в направлении комнаты при помощи дистанционного управления.

ПРЕЗИДЕНТ
Да?

Камера движется к Священнику и, наконец, мы видим его лицо. Ему за шестьдесят, его глаза проницательны.

Вокруг его шеи шнурок с пальцем капитана, ключом к храму.

СВЯЩЕННИК
Корнелиус, Вито Корнелиус. Приход пятидесятого уровня. Я хотел бы предложить вам отличающуюся теорию, мистер Президент.

ПРЕЗИДЕНТ
Я слушаю.

КОРНЕЛИУС
Представьте на момент, что это так. Эта вещь не является чем-то, что может быть идентифицировано потому что оно предпочитает не быть, потому что это противоположность всего того, чем являемся мы. Потому что это зло... ПОЛНОЕ ЗЛО.

ПРЕЗИДЕНТ
(немного саркастически)
Одной причиной больше для того, чтобы сначала стрелять, не так ли?

Все генералы кивают в согласии.

КОРНЕЛИУС
Зло порождает зло, мистер Президент. Стрельба только сделает это сильнее.

24. ВНУТРЕННИЙ ПЛАН. КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ

ТЕХНИК
Зонд достигнет своей цели в течение пяти секунд.

Стаедерт придвигается ближе к окну корабля.

25. ВНЕШНИЙ ПЛАН. КОСМОС

Зло проглатывает зонд и немедленно начинает пузыриться в активности, сходной с активностью свирепого вулкана.

26. ВНУТРЕННИЙ ПЛАН. ОФИС ПРЕЗИДЕНТА

СТАЕДЕРТ
Мистер Президент, это критический момент.

Президент выглядит озадаченным.

ПРЕЗИДЕНТ
Ваша теория интересна, Отец, но я не думаю, что у нас есть время для того чтобы вникать в неё сейчас.

КОРНЕЛИУС
Время не имеет значения, мистер Президент. Только жизнь важна.
  
права на сценарий принадлежат Люку Бессону
перевод Ольги Губановой, 2012 год
This is the non-profit publication for educational purposes


Пожалуйста, не копируйте и не публикуйте мои переводы где бы то ни было без моего разрешения. Если вы считаете, что другие хотели бы их прочитать, пожалуйста, разместите ссылку на эту страницу.


вторую часть перевода сценария фильма можно прочитать здесь: Пятый Элемент Люка Бессона, part 2.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...